Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В МАДОУ д/с No2 имеются три отдельных кабинета учителей - логопедов.
Кабинет учителя-логопеда Антоновой Л.З. условно разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, новинками учебно-методической литературы, мебелью, соответствующей требованиям СанПиН.
Коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для коррекции речевых нарушений детей группы компенсирующей направленности.
Кабинет оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках). Все материалы разделены по направлениям коррекционной работы, для которых отведено отдельное место.
Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у детей, много материалов по «запуску речи» - актуальному направлению в современной
логопедии.
Следует отметить мобильность развивающей предметно-пространственной среды: столы раздвигаются, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место, магнитная доска легко перемещается в любой конец кабинета. Все материалы, пособия и дидактические игры многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей). Наглядные материалы, методические пособия и мебель выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете и с желанием заниматься.
Поскольку кабинет учителя-логопеда для детей не должен быть каким-то учебным официальным местом, здесь царит интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой развиваются высшие психические функции ребенка. Дети с желанием идут в логопедический кабинет, ведь здесь интересно, познавательно, необычно и весело.
Кабинет учителя-логопеда Букаловой О.А. – это специализированное пространство, предназначенное для коррекции и развития речи детей, где каждый элемент интерьера и оборудование способствуют созданию оптимальных условий для эффективной работы.
Логопедический кабинет оснащен наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами, предназначенными для логопедических занятий.
Оснащение логопедического кабинета можно условно разделить на четыре базовые составляющие:
- нормативно-правовая;
- учебно-дидактическая;
- учебно-методическая;
- материально-техническая.
Нормативно-правовая часть содержит документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда.
Учебно-дидактическая часть используется в работе по коррекции фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также развитию связной речи на индивидуальных и групповых занятиях и включает систематизированный материал:
- для развития мелкой, артикуляционной моторики;
- коррекции звукопроизношения;
- развития речевого дыхания;
- формирования темпоритмической организации речи, интонационной выразительности высказывания;
- развития фонематических представлений;
- формирования навыка воспроизведения слов сложной слоговой структуры;
- формирования навыка анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- лексико-грамматического строя речи;
- развития и совершенствования связной речи.
Учебно-методическая часть включает: программы по коррекции речи детей дошкольного возраста и методическую литературу.
Материально-техническая часть - зеркало, стол и стулья, источники достаточного и равномерного искусственного освещения всего кабинета, электронные образовательные ресурсы.
В кабинете учителя - логопеда Фроловой С.И. создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями СанПиН, ФГОС ДО и основными педагогическими принципами. Кабинет условно разделен на несколько зон, в которых предусмотрено полифункциональное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. Каждая зона адаптирована под решение конкретных задач и имеет необходимое оснащение.
Зона коррекции и диагностики, которая включает в себя: развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, развитие лексико- грамматической стороны речи, развитие мелкой моторики. Оснащена настенным зеркалом, карточками, «звуковыми пеналами», тематическими картинками, картотеками рассказов и загадок, картинками с сюжетами, словесными играми, заданиями на закрепление пройденного материала.
Зона организационно-планирующей деятельности включает в себя рабочий стол учителя-логопеда, стул, оргтехнику, шкаф для профессиональной документации, учебную литература, методические разработки, конспекты, необходимые материалы по консультированию педагогов и родителей.
Зона консультативной и просветительской работы оснащена креслом, различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях, консультации поразличной тематике.
Пространство кабинета соответствует принципам доступности, системности, интеграции, мобильности, вариативности и эстетичности, где каждый элемент интерьера и оборудования способствуют созданию оптимальных условий для эффективной работы.
В МАДОУ д/с №2 имеются два отдельных кабинета педагогов-психологов.
Кабинет педагога-психолога Сидиропуло Ксении Николаевны расположен на 2 этаже, в доступном и удобном для детей месте. Имеет две комнаты. Пространство кабинета организованно в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста, поделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- зона коррекционно-развивающей и диагностической работы;
- зона консультативной работы;
- зона организационно-планирующей деятельности;
- зона релаксации.
Зона коррекционно-развивающей и диагностической работы включает в себя разнообразные дидактические игры, методический материал, пособия, которые способствуют повышению психологической комфортности детей, развитию сенсорно - перцептивной деятельности, мыслительных операций (сравнение, обобщение и т.д.), вниманию, памяти, зрительного восприятия, наблюдательности.
Зона консультативной работы оформлена уютно, в спокойном фоне, что позволяет создать доверительную обстановку, располагающую к общению. Включает в себя литературу для родителей, распечатки с играми и упражнениями для детей, картотеку по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения.
Зона организационно-планирующей деятельности. Рабочие место оснащено оргтехникой - компьютер, принтер, сканер, что позволяет максимально эффективно использовать рабочее время.
Зона релаксации, которая расположена в сенсорной комнате. направлена на расслабление, снятие усталости, помогает отдохнуть, укрепить нервную систему и улучшить общее психоэмоциональное состояние. В ее оформлении использована спокойная цветовая палитра. Освещение мягкое, приглушенное и приятное. Из оснащения имеется пузырьковая колонна, песочный стол с подсветкой, оборудование для музыкотерапии с картотекой, фиброоптическое волокно, мягкий ковер с подушками и комфортный диван.
Пространство кабинета педагога-психолога - важная часть развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой строится с учетом закономерностей детского развития и отвечает критериям функционального комфорта.
Кабинет педагога-психолога Мелещенко Светланы Яковлевны расположен в доступном и удобном месте, территориально изолирован. Пространство кабинета является важной частью развивающей предметно - пространственной среды образовательного учреждения, организация и обогащение строится с учетом закономерностей детского развития и отвечает критериям функционального комфорта.
В кабинете поддерживается оптимальный температурный режим, помещение теплое и хорошо проветриваемое. В оформлении кабинета используются светлые тона, на окнах размещены римские шторы из плотной светонепроницаемой ткани, что очень удобно для просмотра слайдов, использования песочного стола с подсветкой, и т.д.).
Пространство кабинета разделено на рабочие зоны, имеющие различную функциональную нагрузку:
- консультативной работы;
- диагностической и коррекционно-развивающей работы;
- релаксации и снятия эмоционального напряжения;
- рабочую зону педагога-психолога;
В зоне консультативной работы создана доверительная обстановка, помогающей посетителю спокойно обсудить волнующие его проблемы. Зона оснащена полезной литературой и материалами для родителей
В зоне диагностической и коррекционно-развивающей работы все игры и материалы систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных папках. Зона оснащена индивидуальным столом, доской, мольбертом, фланелеграфом.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки, чему способствуют имеющиеся мягкое, удобное кресло, естественная зелень комнатных растений и негромкое звучание спокойной музыки.
В рабочей зоне педагога-психолога имеется стол, шкаф и оргтехника (компьютер и принтер), необходимые для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий.
В организации и обогащении развивающей среды кабинета учитываются все требования, что способствует оказанию своевременной квалифицированной психологической, консультативно-методической и психокоррекционной помощи воспитанникам, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Детский сад №2 расположен во дворе жилого массива, вдали от промышленных предприятий. Здание двухэтажное, отвечает техническим нормам, имеет достаточное искусственное и естественное освещение, централизованное горячее и холодное водоснабжение, отопление, канализацию.
В дошкольном учреждении создана полноценная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все базисные компоненты среды включают в себя необходимые условия для физического, художественно-эстетического, речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития детей.
В учреждении функционируют 8 групп. В состав каждой групповой ячейки входят:
- игровые помещения площадью от 48 до 52 кв.м (в 7 группах игровые и спальные помещения совмещены). В игровых помещениях имеются столы, стулья, которые соответствуют антропометрическим показателям и количеству детей. Количество кроватей также соответствует списочному составу детей;
- раздевалки оборудованы промаркированными индивидуальными шкафчиками для раздевания, их количество соответствует списочному составу детей, банкетками, полками для уличной обуви;
- туалетные помещения.
В детском саду имеются отдельные физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет, 2 кабинета педагогов - психологов, 3 кабинета учителей-логопедов, кабинет музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
Все кабинеты, групповые помещения, залы имеют необходимое оборудование и материалы для проведения воспитательно-образовательной и практической деятельности с детьми.
Наличие оборудованных библиотек
Книжные уголки.
В МАДОУ д/с № 2 в каждой возрастной группе имеются книжные уголки, наполненные детской художественной и познавательной литературой в соответствии с возрастом детей. Наполнение меняется с учетом перспективно-тематического планирования, календарных праздников, памятных дат и интересов воспитанников.
Функциональное использование - ознакомление с художественной и познавательной литературой, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, развитие познавательной активности у детей, закрепление навыков чтения.
Оснащение - книги различной тематики и жанров, сказки, стихи, рассказы, произведения белгородских писателей, познавательная литература, энциклопедии, книжки-малышки, портреты детских писателей и поэтов, тематические альбомы с иллюстрациями, и др.
Методический кабинет
Функциональное использование - планирование и организация воспитательно-образовательной деятельности, пополнение «Книжных уголков» в группах, методические рекомендации, и др.
Оснащение - учебно - методическая литература по различным направлениям работы, познавательная литература, журналы, периодические издания, сборники статей, детская художественная литература, портреты писателей, тематические альбомы, плакаты, демонстрационный материал, и др.
Наличие оборудованных объектов спорта
В ДОУ созданы необходимые условия для занятий спортом, сохранения и укрепления здоровья детей: отдельный физкультурный зал, физкультурные центры групп, которые оснащены необходимым набором инвентаря для организации двигательной деятельности детей в течение дня. На территории детского сада имеется спортивная площадка с полимерным безопасным покрытием, на которой размещены: беговая дорожка, игровое поле, стойки для игры в волейбол, баскетбол, футбольные ворота. Для каждой группы оборудованы игровые прогулочные площадки с малыми спортивными формами: горками, лестницами, арками, мишенями, имеется место для подвижных игр. Всё оборудование физкультурного зала и выносное оборудование безопасное, эстетически привлекательное, здоровьесберегающее, развивающее, соответствует возрасту детей и требованиям СанПиН. Все пособия полифункциональны и используются в различной двигательной деятельности
воспитанников.
Для прыжков: скакалки, обручи, маты гимнастические, стойки для прыжков в высоту, мячи «попрыгунчики».
Для ползания и лазания: дуги деревянные, шведская стенка, гимнастические скамейки, верёвочная лестница.
Для катания, бросания: кольцебросы, обручи, мячи разного размера, фитнес мячи, набивные мячи, мишень для бросания в цель, наборы для
боулинга.
Для общеразвивающих упражнений: палки гимнастические, гантели, мячи гимнастические, флажки разноцветные, ленточки, «косички» и др.
Для обучения элементам спортивных игр: клюшки и шайбы, лыжи, мячи баскетбольные, мячи футбольные, наборы игры «Городки», наборы для игры в
бадминтон, стол для настольного тенниса и теннисные наборы.
С целью профилактики плоскостопия, а также для упражнений в ходьбе и беге, развития чувства равновесия имеются доски для равновесия, балансиры, гимнастические скамейки, массажные коврики, корригирующие дорожки, ориентиры, массажные мячики и др.
Использование разнообразного физкультурного оборудования и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к спорту, реализует их потребность в двигательной активности, что благотворно влияет на физическое развитие и здоровье детей.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОУ имеются следующие средства обучения и воспитания:
- печатные (методическая литература, дидактические пособия, книги для чтения, хрестоматии, энциклопедии, познавательная литература, демонстрационный материал, рабочие тетради, раздаточный материал, картотеки предметных картинок, иллюстрации, плакаты, наборы сюжетных картинок с различной тематикой, магнитные доски, карты настенные, альбомы декоративно-прикладного творчества, наборы репродукций картин о природе, настольно-печатные игры, и т.д.);
- технические средства обучения и электронные образовательные
ресурсы: компьютеры, планшеты, проектор, сканер, принтеры, музыкальный центр, микрофон, фотоаппарат, магнитофоны, образовательные мультимедиа, презентации, мультфильмы, универсальные энциклопедии, видеоролики, познавательные фильмы на цифровых носителях и т.д.);
- учебные приборы (солнечные часы, осадкомер, ветряной рукав,
флюгер, компас, микроскопы, колбы, барометр, чашка Петри, телескопический стаканчик с крышкой, песочные часы, магниты, и т.д.);
- детские тренажёры и спортивное оборудование
(гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи разного размера, наборы спортивных принадлежностей, атрибуты для подвижных игр, и т.д.).
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
ДОУ в достаточном количестве оснащено техническими средствами: имеются 10 компьютеров, с 8 из них обеспечен доступ выхода в сеть Интернет, а также иным информационным ресурсам, 5 компьютеров объедены в локальную сеть.
Имеются: 6 принтеров, 3 сканера, мультимедийный проектор, 2 экрана, фотоаппарат, музыкальный центр, магнитофоны в каждой группе.
Ипользуется программа «1С: Предприятие: Дошкольное питание», которая предназначена для автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ д/с №2 созданы условия доступа на территорию и в здание лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Назначен ответственный за встречу и сопровождение на территории и в помещениях ДОУ маломобильных граждан, граждан с ОВЗ и инвалидностью;
- Перед входом в здание установлена кнопка вызова персонала;
- На центральной калитке и у входа в здание размещены тактильные таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- Первые и последние ступени лестничных маршей окрашены в желтый цвет;
- На стеклянных дверях размещены яркие желтые знаки на уровне глаз - ориентир для слабовидящих граждан;
- Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
- В детском саду функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ: учитель-логопед (3), педагог-психолог (2), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра;
- Имеются кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, музыкальный и физкультурный залы, оснащенные специализированным оборудованием для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- В ДОУ специалистами службы психолого-педагогического консилиума ведется сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
- На официальном сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ДОУ в достаточном количестве оснащено техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: имеются 10 компьютеров, с 8 из них обеспечен выход в сеть Интернет, а также иным информационным ресурсам, 5 компьютеров объедены в локальную сеть.
Имеются: 6 принтеров, 3 сканера, мультимедийный проектор, 2 экрана, фотоаппарат, музыкальный центр, магнитофоны в каждой группе.